Возникший в конце 20-го века резкий протест общества против бездуховности архитектуры функционализма породил лавину новых архитектурных идей, сформировавшихся на Западе к 70-м годам в теоретические установки постмодернизма. Публицистическая деятельность Вентури и Дженкса, постройки Джонсона, Мура, Бофилла, Грейвза и других оказали большое влияние на мировую архитектурную практику, не исключая и нашей страны.
Упрощенные портики, клетчатые ступенчатые витражи, всевозможные арки и особенно арочные оранжерейные стеклянные покрытия гуляют не только по студенческим и профессиональным проектам, но и все чаще появляются на смотрах реализованных строительством сооружений. Со всей очевидностью сегодня можно констатировать смену архитектурной моды, четвертую в нашем столетии.Расширив тесные рамки функциональной архитектуры, постмодернизм возвратил профессиональное внимание архитекторов к выработанной веками европейской классической архитектурной форме и на уровне трансформации и комбинаторики пустил ее в широкое обращение, значительно расширив тем самым банк теоретически и психологически допустимых к применению архитектурных форм.
Еще недавно пугавшие архитекторов термины «эклектика», «архаика», «стилизация» утратили свой отрицательный смысл и приобрели в архитектуре равные права гражданства.
Все это так. Однако можно рискнуть высказать мнение, что смена архитектурных мод не привела к смене принципиальных позиций архитектурного творчества. Сменился лишь источник вдохновения. Если в начале века, отрицая классику, архитектура искала новую форму в технике, в машине, то теперь в поисках этой формы она обратилась к той же классике. Однако форма заимствование по сути своей является творчеством вторичным. Комбинаторика и деформация уже созданных ранее форм безусловно дают пищу для творческих размышлений. Однако от подлинного творчества они так же далеки, как далеки уже забытые транскрипции Рея Кониффа от вечных подлинников Бетховена или Чайковского.
В древности говорили: «Из ничего ничего не бывает». Из ничего ничего не может возникнуть и в архитектуре. На что же в таком случае опираться в творческом поиске? На уже сделанное кем-то, где-то и когда-то?